Дошкольное отделение N○ 6, группа N○ 2

Неделя «Игры и игрушки»

 0363f7b0cbb8be290543e3ea332b8f39.jpg

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него формируются определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Огромную роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств. В игре реализуется потребность воздействия на мир. Развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, воображение, ловкость, дисциплинированность, и т. д. Формируются основные проблемы, связанные с нравственным воспитанием дошкольников (воспитанием патриотизма, коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношений к труду, учебе). В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных способностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Игра – отражение жизни. Действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Для творческих игр прежде всего необходимы игрушки, передающие образ человека, животного, и т. д. Игрушкачасто побуждает к игре, помогает осуществить задуманное, вызывает у ребенка добрые чувства (например, с куклой ребенок чувствует себя настоящей мамой). Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольника. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.

Данные современной науки и практики свидетельствуют о том, что игра уходит из жизни детей. Причин тому много: отсутствие понимания взрослыми (в первую очередь родителями) значимости игровой деятельности для дошкольника, неумение правильно руководить игровой деятельностью и подбирать игрушки и игровые материалы. Все это делает актуальным вопрос о создании специально оборудованного игрового пространства в ДОУ, а так же помощи педагогам в организации работы в данном пространстве.

Мир детей невозможно представить без игры. Существуют множество причин помимо удовольствия, по которым игровую деятельность нужно считать положительной для ребенка. Активная игровая позиция дошкольника выполняет важные функции в его развитии:

• Дает возможность удовлетворить свои основные потребности;

• Открывает широкие горизонты для общения;

• Служит в будущем базой для развития самых разных навыков в общении;

• Помогает реализовать естественную потребность ребенка в движении;

• Способствует развитию психических познавательных процессов дошкольника (воображения, мышления, внимания);

• Служит фундаментом для успешного перехода к новому виду

деятельности – учебе.

Поэтому игра продолжает быть объектом пристального внимания как ученых, так и практиков.

Сегодня, к сожалению, во многом сложилась такая ситуация, что игра стала сдавать свои позиции обучению. С одной стороны, родителям свойственно желание как можно лучше подготовить своих чад к обучению в школе, а с другой стороны у них отсутствует понимание, что недоигравший ребенок будет испытывать серьезные трудности в учебе.

Педагоги ДОУ, в сою очередь, ориентируясь на такой социальный заказ, стали стремиться наполнить жизнь ребенка, особенно старшего дошкольного возраста, различными видами учебной деятельности. Часто педагогам гораздо проще подготовить и провести яркое интересное занятие, чем организовать полноценную игровую деятельность. Развитию ребенка в игре способствует, с одной стороны, компетентное руководство взрослого, а с другой – грамотная организация игровой среды. Игровое пространство дошкольного учреждения носит более развивающий характер, чем в семье.

Развитию замыслов увлекательного сюжета, построению интересных моделей мира и пр. будет способствовать расширению границ игрового пространства дошкольного учреждения (универсальные игровые зоны – игротеки, основное значение которых – служить системообразующим звеном игровой деятельности. Она обогащает игры, вносит существенное разнообразие в жизнь детей и взрослых.

15 ноября 2017 в 16:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.